Автор Тема: Последствия воздействия на психику  (Прочитано 7627 раз)

Оффлайн Катрин

  • Moderator
  • Full
  • *****
  • Сообщений: 1110
  • Репутация: +0/-0
    • Личное сообщение (Оффлайн)
[font="Arial Black"][/font]Последствия воздействия на психику в сектах
 

В этой статье мы постараемся ответить на вопрос, почему тысячи взрослых, умных и образованных людей попадают в зависимость от примитивных и мистических воззрений некоторых сограждан, возомнивших себя «пророками», «духовными учителями», «гуру» и т.д. А  также мы расскажем о последствиях  влияния деструктивных культов на психическое здоровье.  


Следует учесть, что за деятельностью таких организаций стоит четко продуманная система вербовки и психологического воздействия. Лидеры деструктивных культов могут пользоваться современными психологическими знаниями в области влияния на психику.


Итак, как же это происходит?  Давайте вместе проследим, что же будет происходить с человеком, попавшим под психологическое влияние…
Многие из нас уже не раз сталкивалось с сектантами.  На улице к вам наверняка подходили  люди с целью  вручить  листовку или специальную литературу. Возможно,  вы  когда-то проходили  мимо уличного театрального представления, устроенного сектантами, или же слышали о бесплатных курсах иностранных языков, которые используются некоторыми деструктивными группами для привлечения новых адептов.   Или слышали о лекциях на социально значимые темы, но скорее всего не догадывались, что их проведением могут заниматься не только  общественные организации, но и  секты, главной целью которых является  заманивание людей посредством  социально значимой деятельности. Таким образом, они показывают, что в основе их интересов лежит забота о человеке. А на самом деле, так они прикрывают свои  истинные  корыстные  и  коммерческие цели.


Если Вы ищущий и развивающийся человек, Вас могут заинтересовать «новыми знаниями», «секретами» и «истинами». Некоторые сектанты ходят по квартирам и пытаются завязать разговор. Если Вы вступили с ними  в контакт, то об этом сразу же узнают лидеры и дальше будет разрабатываться  план по вербовки вас в эту организацию. Можете в этом не сомневаться. Ведь цена вопроса, ни много ни мало, Ваша квартира или иная собственность. Ни для кого уже не секрет, что это главная цель многих сект. Материальные выгоды  –  вот то, что действительно интересует «верхушку» таких организаций. В своих адептах они заинтересованы только с корыстной целью. Они будут стараться заполучить вашу квартиру любыми способами, на худой конец, вас могут заставить написать завещание. Интересно, что  в некоторых сектах  нельзя обращаться к  помощи традиционной медицины, как вы понимаете, для того, чтобы быстрее воспользоваться завещанными им материальными ценностями.

Следующим этапом вербовки является посещение Вами их мероприятий, служений или семинаров…
Целью собраний является создание такой обстановки, которая будет максимально содействовать проведению соответствующих внушений, единственная цель которых полное подавление Вашей критичности и принятие доктрины, которую предлагает лидер. И так как такое воздействие проводится с применением различных психотехник и методик контроля сознания, которые несут в себе элементы оккультизма, медитативных практик и гипноза, то вкупе с настоящей целью секты (получение полной власти над своими адептами) возникает достаточно деструктивное состояние для психики.


Для достижения необходимого эффекта от внушений зачастую используется трансовое состояние.
Транс – это состояние, когда вы перестаете осознанно воспринимать действительность и фокус вашего внимания направляется вовнутрь.
В отличие от терапевтического транса, который применяется в психотерапии для решения многих психологических проблем, сектанты находятся в своеобразном дисфункциональном трансе, который открывает их психику для вредоносного воздействия и будет очень сложно их вывести оттуда и сконцентрировать на реальности.
Все это осложняется тем, что Вы гораздо легче подвергаетесь воздействию в условиях группы, когда люди вокруг ведут себя одинаково и Вам ничего не остается, как поступать так же, как окружающие.
Иногда, в особо деструктивных сектах, используют психотропные препараты. Их могут подмешивать в чай, добавлять в еду, окуривать Вас ими в каких-то ритуалах и т.д.
Чтобы ввести Вас в транс может использоваться весь арсенал проверенных и непроверенных методов известных с давних времен человечества. Это может быть особая интонация голоса, когда ведущий говорит шипящим или пониженным голосом, мягким и вкрадчивым. В некоторые моменты нарочито громким (обычно в моменты внушения).

Вас могут пригласить на собрание, где будет играть приятная музыка, а на сцене вы увидите необычные ритуальные танцы.
У  человека, при прослушивании  проникновенной  музыки  и восприятии красочного действа, возникают приятные одухотворенные эмоции, и он начинает погружаться в некоторое подобие гипнотического транса. И все, что говорит ведущий, воспринимается без критики, а через некоторое время его слова могут стать установкой для поведения.
К тому же это приятное эмоциональное состояние сможет привязать человека к данной группе и сделать его зависимым от совместных переживаний.
Хорошим средством для групповой индукции транса является ритмические движения  (притоптывания,  хлопанье в ладоши,  раскачивания), пение в унисон, массовые многочасовые медитации.  Именно поэтому ведущие  на всех собраниях вовлекают  людей  в  разного рода песни,  пляски и ритуальные действа.


Когда люди находятся в состоянии религиозного экстаза или транса у них могут возникать галлюцинации. Лидеры сект обычно объясняют такое состояние сошествием духа,  начавшимся просветлением  или  приходом исцеляющей энергии. Иногда под таким психическим давлением у людей возникают разнообразные психотические  припадки (катание по полу, неконтролируемый смех, бег и т.д.), для которых  у "гуру" тоже всегда найдется объяснение.  


Набор подобных обрядов автоматически вводит человека в состояние сильной внушаемости.
Очень сильно влияет на новичка так называемая «бомбардировка любовью». Человеку говорят: "ты самый лучший, ты умный, ты способен на великое дело". Все это происходит в теплой и дружественной атмосфере, и человек начинает доверять этим людям, совершенно не осознавая, что это всего лишь элементы вербовки.


В деструктивных культах вербуемый должен безусловно принять верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Это часто сопровождается сильным изменением новичков. Такой разрыв с прошлым может первоначально вызывать у них стресс и ощутимо повлиять на психику.


В ходе проведения ритуалов, лекций и собеседований человеку могут  навязывать  идеи близкого конца света, когда все кроме членов секты погибнут, а сектантам  достанутся все богатства мира. Это усиливает психологическую зависимость человека от секты и страх перед возвращением во внешний мир.


Мощным средством повышения лояльности адептов к секте является ведение совместной религиозной и социальной деятельности, в которой участвует каждый член секты. Таким образом, он чувствует принадлежность к чему-то значимому.


Секты вынуждают людей приносить в жертву свою индивидуальность во имя «общего блага», за которыми в действительности стоят корыстные мотивы лидера. Сектантам внушают, что наибольшее для них благо — абсолютное повиновение главе секты и отказ от всего материального. Деньги провозглашаются преградой на пути к духовному развитию и с пользой их могут тратить лишь руководители сект. В итоге жертва продает все свое имущество, а средства вручает «гуру». Потом сектант оставляет работу, учебу, семью и полностью уходит в секту. Но и там его держат до той поры, пока он может выполнять возложенные на него обязательства. Рассудок взрослого человека меняется на мироощущение ребенка, который не может принимать самостоятельные решения, а ждет указаний от взрослых. В конце концов, человек целиком контролируется «учителями».


Ситуация становится критической, если адепт уже проживает на территории секты. Для этого организуются поселения, снимаются квартиры и загородные дома, где люди живут длительное время, уходя из семьи. Там они подвергаются мощному воздействию в виде обрядов и ритуалов и выполняя многочисленных задания. Им запрещают смотреть телевизор и дают читать только специальную литературу. При этом, под видом поста, вводятся специальные диеты (диета с ограничением белка вкупе с другими видами воздействия приводит к нарушению критической стороны мышления). Широко используется недосыпание, которое очень сильно расстраивает психику человека. И через некоторое время трудно узнать в адепте прежнюю личность. У него может появиться отчуждение и холодность по отношению к родителям и близким. Такой человек забрасывает учебу или работу, перестает интересоваться теми вещами, которыми он интересовался раньше. Он становится полностью управляемым. Его уже могут посылать вербовать других людей точно так же, как раньше вербовали и его.


Основные заболевания людей, оказавшихся под воздействием деструктивных культов – это депрессия, шизофрения, неврозы. В психиатрические больницы поступали люди, у которых даже двухмесячное пребывание в секте вызывало шизофрению. При этом наблюдались бред, галлюцинации и психические автоматизмы. Иногда содержанием и переживанием этих галлюцинаций было то, о чем говорилось этим людям в секте. Встречаются некоторые лидеры сект, страдающие психическими заболеваниями и, тем не менее, ведущие свою деятельность. Их воздействие может оказаться очень разрушительным для психики адептов.
Некоторые секты практикуют отказ от официальной медицины. Были случаи, когда родители-сектанты запрещали переливать своим детям кровь, без которой они могли умереть.
Вместо того,  чтобы отвезти заболевшего человека в больницу, сектанты практикуют исцеление при помощи различных «исцеляющих» ритуалов. Как правило, это приводит только к ухудшению здоровья больного.
Если такой человек случайным образом выздоравливал, то для всех это было доказательством «божественности гуру». Если человек умирал, то «гуру» говорил, что он сам сделал свой выбор, а его душа просветлилась и попадет в рай и призывает порадоваться  за него.

Для реабилитации лиц, пострадавших от сект, требуется много времени и усилий различных специалистов. Как правило, бывшим членам секты в первую очередь необходимо посещение медицинского работника, так как в большинстве сект отвергают официальную медицину, и человек на выходе из секты может иметь проблемы со здоровьем. Возможно потребуется работа с психологом для восстановления психического здоровья.  

В заключение, хочется отметить, что профилактикой сектантства может выступать повышение уровня психологической грамотности населения, повышение уровня образования в вопросах различных деструктивных сект и культов, развитие здравомыслящего и критически настроенного разума.
Самое главное, не дать себя вовлечь. Потому что дальше против Вас встанет весь негативный опыт человечества в использовании людей.
 

Оффлайн Илья

  • Full
  • ****
  • Сообщений: 2259
  • Репутация: +0/-0
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Последствия воздействия на психику
« Ответ #1 : Июнь 07, 2009, 20:09:54 »
замечательная статья   и содержит много полезной, исчерпывающей и достоверной информации по вопросу освещения намерений и действий различных сект

браво мадам,  Катрин, нам и возразить нечего...
МЫ - множество мыслящих Единого организма...сообщество микроорганизмов объединивших себя силой взаимной любви и преданности ради жития.

Оффлайн Катрин

  • Moderator
  • Full
  • *****
  • Сообщений: 1110
  • Репутация: +0/-0
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Последствия воздействия на психику
« Ответ #2 : Июнь 07, 2009, 22:09:16 »
Вот и сидите тихо-тихо.... А сунетесь не туда, куда надо- так я найду способ вас утихомирить. В реале...

Оффлайн Илья

  • Full
  • ****
  • Сообщений: 2259
  • Репутация: +0/-0
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Последствия воздействия на психику
« Ответ #3 : Июнь 08, 2009, 02:51:46 »
есть такая крылатая  древняя мудрость на кавказе:

- не грози ни кому и сам бояться не будишь...

а есть ещё и современное, тоже крылатое выражение:

- не говори что мне делать что бы я не сказал куда тебе пойти...  

оглянись вокруг себя твоей жизни угрожает опасность, а ты думаешь как бы нам какую нибудь гадость сделать что бы утихомирить. неразумно однако.

по этому лучше быть взаимно вежливыми со всеми обитателями планеты...
« Последнее редактирование: Июнь 08, 2009, 03:14:31 от Илья »
МЫ - множество мыслящих Единого организма...сообщество микроорганизмов объединивших себя силой взаимной любви и преданности ради жития.

Оффлайн Катрин

  • Moderator
  • Full
  • *****
  • Сообщений: 1110
  • Репутация: +0/-0
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Последствия воздействия на психику
« Ответ #4 : Июнь 08, 2009, 16:53:09 »
Гипногенные нарушения психического здоровья


"Кризис идентичности" и "магическое мышление"

Изменение социальной среды в России вызвало у населения "кризис идентичности", когда люди затрудняются в приспособлении своей роли к новой структуре общества. Одним из защитных механизмов является уход из вызывающей страх ситуации или игнорирование ее. Как частный случай подобного рода психологической защиты выступает "магическое мышление". При этом обычные жизненные явления люди склонны объяснять вмешательством сверхъестественных сил. Вера в чудеса, ясновидение, колдовство, возможность порчи и сглаза приобрели характер эпидемии. Как известно, спрос рождает предложение. На сегодняшний день в России зарегистрировано около 300 тыс. народных целителей, от 3 до 5 млн россиян вовлечено в секты.

Истоки психотравмирующей ситуации

Некритичное поклонение идее или лидеру, обычно претендующему на сверхчеловеческие силы, можно определить как культ. Деструктивным он называется в том случае, если его лидеры для достижения своих скрытых целей используют манипулятивные методики убеждения и контроля.

Иногда у людей, обращающихся к народным целителям по поводу различных заболеваний, временно улучшается самочувствие. Это явление объясняется верой людей в возможности метода, внушением и самовнушением (так называемый положительный плацебо-эффект). Вместе с тем нередко деструктивные культы наносят серьезный ущерб здоровью граждан, вызывая или утяжеляя клинику уже имеющихся психических заболеваний. Иногда сами медицинские работники рекомендуют своим пациентам обратиться к народным целителям. Поэтому необходимо совершенствование знаний врачей в вопросах этнопатогенеза, клиники и лечения психопатологических состояний, возникающих в результате такого рода обращений.

Народные целители и руководители деструктивных культов, воздействуя на психику обращающихся к ним людей, широко используют приемы наведения гипнотического транса (многократное повторение одной фразы, монотонные движения, медитативную музыку и т.д.). Внушению, гипнозу способствует создание таинственной, необычной обстановки сеанса, провозглашение наставником своей исключительной силы, сверхъестественных способностей. Многочасовые, зачастую ночные "марафонские" занятия, утомляющие и тем самым ухудшающие способность мыслить критически, также облегчают внушение. Особый язык, требование от участника предоставления всей полноты информации о себе в сочетании с отгороженностью от "чужих" приводит к ощущению принадлежности к своему кругу, необходимости подчиняться его требованиям, зависимости.

Таким образом, психотравмирующая ситуация представляет собой длительное суггестивное (от лат. suggestio - внушение) воздействие в индивидуальной или (что чаще сочетается с более тяжелым уровнем симптоматики) групповой форме. Исходя из вышесказанного, мы предлагаем определить рассматриваемые расстройства как гипногенные нарушения психического здоровья.

Нами было обследовано 108 пациентов с гипногенными нарушениями психического здоровья, находившихся на амбулаторном и стационарном лечении в Республиканской клинической психиатрической больнице Удмуртии в 1997-2000 гг. Для сравнения было обследовано 145 больных, также находившихся на лечении в РКПБ (контрольная группа). Контрольная группа была набрана таким образом, чтобы распределение по полу, возрасту, национальности, месту жительства, нозологии максимально совпадало с аналогичными показателями в исследуемой группе.

Классификация

Гипногенные психические расстройства могут появляться как у ранее здоровых людей, так и на фоне любого душевного заболевания. В связи с этим различна степень участия психотравмирующей ситуации в происхождении заболевания.

Для описываемой патологии нами использовалась классификация А.Молохова.

1. Психическая травма является единственной непосредственной причиной заболевания.
2. Она является только побудительным толчком для развития конституционального или иного заболевания.
3. Она осложняет или ухудшает уже имеющееся заболевание.
4. Она создает предрасположение к заболеванию психогенией в последующем.

Изучаемые больные значительно чаще относятся ко второй и третьей группе, чем к первой и четвертой.


Клиника

Изучая заболевания, возникшие вследствие психической травмы, необходимо рассматривать преморбидную основу. Далеко не каждый человек, обратившийся к целителю или пребывающий в составе секты, становится психически больным.

Нами были рассмотрены факторы, способствующие возникновению гипногенных нарушений психического здоровья. Среди изучаемых пациентов женщин было значительно больше, чем мужчин. Факт этот не вызывает удивления, так как известно, что внушаемость первых выше. Преобладание среди обследуемых лиц в возрасте 40-49 лет объясняется большей их уязвимостью вследствие эндокринной перестройки организма.

Для выявления факторов риска возникновения гипногенных нарушений психического здоровья изучаемые больные сравнивались с пациентами контрольной группы. Поскольку личность формируется в детстве, были проанализированы некоторые особенности родительских семей обследуемых больных. Выявилось преобладание авторитарного типа воспитания. Партнерские взаимоотношения между родителями и детьми встречаются реже. Изучаемые больные достоверно чаще оценивают отца в целом отрицательно, чем лица из контрольной группы. При оценке матери достоверных различий нет. Уровень образования и профессиональный статус обследуемых оказался выше, чем у пациентов контрольной группы.

Поскольку больные с гипногенными нарушениями психического здоровья характеризовались наличием "магического мышления", изучалось их отношение к религии. Доля верующих среди обследуемых весьма высока (92 проц.), в то же время большинство из них верит "в душе" или обращаются к религии лишь в критических ситуациях. Вероисповедание пациентов с гипногенными нарушениями психического здоровья по сравнению с больными из контрольной группы достоверно чаще отличалось от традиционного для их национальности (среди татар с изучаемой патологией больше половины были не мусульмане). Религиозность обследуемых пациентов сочеталась с верой в приметы, стремлением соблюдать магические ритуалы с целью уберечь себя от опасности.

Как и следовало ожидать, при проведении психологического тестирования выяснилось, что уровень внушаемости изучаемых больных достоверно выше, чем средний.

Таким образом, возникновению гипногенных нарушений психического здоровья способствуют следующие факторы: женский пол, возраст 40-49 лет, достаточно высокий уровень образования и профессиональный статус, авторитарный тип воспитания в сочетании с негативным отношением к отцу, комбинация религиозности с суеверием, предпочтение нетрадиционных для своей национальности религиозных учений, высокая внушаемость.

Гипногенные нарушения психического здоровья могут входить в структуру различных нозологий. Клиническая картина, определяемая основным заболеванием, также разнообразна. У больных психотического уровня наиболее распространены аффективно окрашенный параноидный или галлюцинаторно-параноидный синдром.

Больной Б. во время занятий на курсах движения "Лайф Спринг" ощутил, как руководитель воздействует на него инфразвуком. Чувствовал беспокойство, тревогу. Появились галлюцинации - зрительные (видел кентавров, женщину-пантеру, женщину-змею), слуховые (слышал голос, призывающий его спасти людей). Ощутил свою значимость для человечества. Придя домой, решил, что его собака заболела бешенством, и задушил ее.

У лиц с непсихотическим уровнем заболевания чаще встречаются синдром невротической депрессии, иногда в сочетании с ипохондрическим или астеническим синдромом.

Больная В., диагноз "хронический бронхит". Поскольку лечение в ЦРБ ожидаемого эффекта не принесло, обратилась к целительнице. После осмотра та сказала, что у пациентки рак поджелудочной железы. В результате больная оказалась в депрессивном состоянии. Прислушивалась к ощущениям в теле, чувствовала тошноту. Не сомневалась в правильности слов целительницы, не верила разубеждениям врачей, стала готовиться к смерти.

Сверхценные идеи мистического содержания занимают промежуточное положение между психотическим и непсихотическим уровнем патологии.

В отличие от проявлений аналогичных синдромов у больных контрольной группы в клинике гипногенных нарушений психического здоровья отчетливо звучит триада Ясперса.

1. Связь патологической реакции с психической травмой по времени.
2. Отражение психотравмирующей ситуации в картине заболевания.
3. Выздоровление по прекращении воздействия психотравмы.

Однако необходимо отметить, что третий критерий Ясперса в отношении описываемой патологии оказывается верен не всегда. Внушенные идеи и представления, определяющие клинику гипногенных нарушений психического здоровья, в ряде случаев сохраняются спустя продолжительное время после прекращения вызвавшего их воздействия. Случается это, если имеется патологически измененная преморбидная почва или несколько различных, но существующих одновременно психотравмирующих ситуаций. Если же единственной непосредственной причиной заболевания является гипнотическое воздействие, клиническая картина характеризуется остротой возникновения расстройств, приступообразным течением с относительно благоприятным исходом.

Лечение

В терапии гипногенных психических расстройств применяются все группы препаратов в соответствии с принципами лечения основного заболевания. Лучшее качество ремиссии наблюдается у пациентов, получавших антидепрессанты (в сочетании с транквилизаторами в случае невротического уровня патологии либо с нейролептиками и транквилизаторами у психотических больных).

В комплекс лечебных мероприятий у всех пациентов необходимо включать психотерапию (у больных с психозами - после стадии острой клиники, у пациентов с невротической симптоматикой - на протяжении всего курса лечения). Специфическая психотерапия гипногенных нарушений психического здоровья имеет целью ненавязчивое, уважительное сообщение пациенту недостающей информации, корректное выяснение психологических причин, мотивов обращения к целителю или в религиозную организацию, развитие у больного способности к критическому мышлению. Кроме индивидуальной весьма полезна и семейная психотерапия.

Итак, вследствие возникновения в России "эпидемии магического мышления" множество наших сограждан обращаются к народным целителям, в деструктивные секты. Там они подвергаются суггестивному воздействию. Нередко такого рода воздействие приводит к появлению психической патологии, которую мы предлагаем определить как гипногенные нарушения психического здоровья.

Подобные состояния легче предупредить, чем лечить. Изучение врачами негативных последствий обращения пациентов к народным целителям и в деструктивные секты, а также формирование в обществе цивилизованного запроса на психотерапию позволит сократить число гипногенных нарушений психического здоровья.

Владислав ЛЕКОМЦЕВ, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии Ижевской государственной медицинской академии, доцент, кандидат медицинских наук.

Олег СОКОЛОВ, аспирант кафедры.

Оффлайн Катрин

  • Moderator
  • Full
  • *****
  • Сообщений: 1110
  • Репутация: +0/-0
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Последствия воздействия на психику
« Ответ #5 : Июнь 08, 2009, 16:56:31 »
Терапевтические проблемы жертв культов
Опубликовано: Тобиас, М., Лалич, Дж. Терапевтические проблемы жертв культов (отрывки из книги «Плененные сердца, плененные умы») // Журнал практического психолога, 2000, № 1-2. — С. 104-125.

Tobias, M. L., and Lalich, J. Captive Hearts, Captive Minds. Freedom and Recovery from Cults and Abusive Relationships. Hunter House, Alameda, CA, 1994. (Madeleine Landau Tobias and Janja Lalich)

Тобиас, М. Л., Лалич, Дж. Плененные сердца, плененные умы: Освобождение и исцеление от культов и насильственных отношений. — Нижний Новгород, 2002. (Тобиас, Мэделайн (Мадлен) Ландау, и Лалич, Джанья)



(258:) В условиях, когда культы проникают в основной поток жизни и многие члены культов живут и работают в более широком обществе, психологические или эмоциональные трудности, возникающие на базе вовлеченности в культ, могут оказаться трудно определимыми даже для профессионалов терапевтического сообщества. Определенные культовые группы даже стали модными. В телевизионных интервью и в бульварных газетах кинозвезды и другие знаменитости предлагают свидетельства преимуществ членства в подобных группах.
В то же время общество в целом испытывает влияние некоторых тенденций. Например, методам медитации теперь обучают в больницах и клиниках, и их помещают на видном месте в средствах массовой информации. Нетрадиционная медицина и здоровая пища завладевают вниманием и привязанностью пресыщенного населения, разочарованного в принятых нормах современной медицины.
Не все методы медитации, альтернативные лекарства и режимы здоровой пищи являются опасными или культовыми. Однако многие из действующих сейчас культов используют эти социально приемлемые средства как пути привлечения людей в культовую систему. Не удивительно, что многие клиницисты, возможно, участвовавшие в Новом Веке, надличностных или массовых трансформационных терапиях, не в состоянии определить у своих клиентов воздействие и последствия вовлеченности в культ.
Люди редко обращаются за лечением по поводу существующего или прошлого участия в культе. Наиболее частые сложности среди бывших членов культа — депрессия и трудности в сфере поддержания отношений. Нередко человек не осознает, что вообще существует какая бы то ни было связь между предыдущим участием в культе и текущими жизненными проблемами. Этот недостаток понимания легко усугубить, если терапевт, лечащий этого человека, не знаком с ролью культового опыта в генерации психологических затруднений.
Психолог или психотерапевт может не принимать в расчет культовую вовлеченность клиента, считая её добровольным выбором. Подобно некоторым родителям членов культа, они склонны расценивать участие в культе как случайную, преходящую фазу. Тот факт, что такое большое количество людей начинают и прекращают медитацию или (259:) вступают в различные церковные группы и покидают их, возможно, помогает увековечивать это неправильное представление. Рэйчел, женщине, чьи культовые отношения были описаны в Главе 1, повезло, что терапевт тотчас осознал природу ее связи с Фредом. Благодаря этому терапевт мог оценивать данные отношения соответствующим образом и помогать Рэйчел противостоять просьбам Фреда о её возвращении к нему.
В работе с бывшими членами культа Мойше Сперо отмечал, что ”интенсивная психотерапия является подходящей, если не обязательной, для успешного избавления от приверженности культу, возвращения адаптивного когнитивного и эмоционального функционирования и расположения экс-поборника в пользу более здоровой реинтеграции в психически нормальной жизни ... Диагностическое психологическое исследование объективно показывает существенные формы регресса в многочисленных функциях и когнитивных процессах эго как следствие приверженности культу, а также свидетельствует о бросающемся в глаза полном изменении многих показателей этого регресса в ходе и после психотерапии” (1).
В этой главе мы надеемся внести ясность в проблемы лечения, оценки и потенциальной возможности терапевтических ошибок при работе с клиентами с культовым опытом, а также выявить обычные посткультовые психиатрические расстройства. В заключительном разделе перечисляются источники, доступные для психотерапевтов, психологов и других интересующихся посткультовой терапией. (См. также Приложение Б.)
Нижеследующая история болезни иллюстрирует типичные трудности, встречающиеся при лечении члена культа, обращающегося за терапией ”некультовых” проблем. Мы пройдем с ”Джесси” ее курс лечения после того, как она покидает культ, чтобы исследовать некоторые из возникающих терапевтических дилемм.
Джесси: исследование отдельного случая
У Джесси не было никаких эмоциональных проблем до ее связи с харизматическим предпринимателем и его культовыми начинаниями. Однако к тому моменту, когда она начала курс терапии, Джесси стала раздраженной, отчужденной и недоверчивой. Привлекательная, умная женщина в возрасте около сорока или чуть более, она кратко сообщила о предыдущих курсах лечения и со значительной степенью скептицизма поинтересовалась, сумеет ли новый терапевт помочь ей.
В возрасте около тридцати лет, будучи уже 10 лет замужем, Джесси имела хорошую работу в сфере торговли и менеджмента. Она вкладывала свои значительные таланты и энергию в брак, дом и карьеру. Затем она встретила ”Джерри”, торгового представителя конкурирующего агентства. За завтраком во время съезда бизнесменов они обнаружили общие интересы в сфере психологии и Нью Эйдж. Завтрак привел к дружбе, деловому товариществу и, в конечном счете, к любовной интриге. (260:)
Благодаря деловой репутации и талантам Джесси она и Джерри смогли открыть маркетинговую и рекламную фирму. Они объединили финансовые ресурсы — главным образом Джесси и ее мужа — и вкус Джерри к слиянию активов и надежд других людей. Джерри проводил маркетинговые семинары, смешивая самую новейшую популярную психологию с поверхностным знанием восточной мистики и энтузиазмом проповедника на собрании по возрождению церкви. Он создал растущую организацию истинных верующих в его методы и деловые схемы. В начале все, похоже, приготовились процветать.
Но обещанные плоды не появились. ”Том”, муж Джесси, разочаровался в Джерри, что вело к частым ссорам с Джесси. Их разногласия в итоге закончились разводом. Вскоре Джесси приступила к первому из нескольких курсов терапии для лечения депрессии и содействия в попытках справиться с обостряющимся и часто неверно направленным раздражением. Она была чрезвычайно осторожна в том, что сообщила терапевту относительно Джерри, боясь столкнуться вопросами, на которые не осмеливалась ответить. Всякий раз, когда терапевт заходил слишком далеко в своем исследовании, Джесси обычно начинала пропускать врачебные приемы и, наконец, прервала лечение после девяти месяцев, оправдываясь тем, что ее страховка закончилась.
Вторая попытка пройти курс терапии, начатая по тем же самым причинам, была также недолгой, хотя несколько более успешной. На сей раз терапевту удалось указать Джесси на ее значительные силы и способности, которые она ошибочно приписывала Джерри. Ее нормальное чувство собственного достоинства и уверенность в себе, существенно пониженные постоянным их умалением со стороны Джерри, постепенно повышались, и она смогла смотреть на него более объективно. Это было бы очень полезно для нее в будущие годы. И вновь, однако, она противилась необходимости сказать всё и продолжала защищать себя от болезненных истин, желая продолжать верить в человека, для которого пожертвовала своим браком и несколькими годами жизни. Терапия завершилась плановым уходом на пенсию ее терапевта.
Третья попытка лечения, начатая через восемь лет после встречи с Джерри, была более успешной, по крайней мере, в начале. К этому времени боль любви к человеку, не желающему и неспособному ответить на ее потребности, породила более сильное желание разрешить этот конфликт, хотя ее все еще мучили двойственные чувства к нему.
Отношения пришли к внезапному концу с известием об аресте Джерри за мошенничество с ценными бумагами. Хотя эта новость привела её в ужас, Джесси не удивилась и почувствовала огромный прилив облегчения. Этот случай позволил Джесси наконец разорвать отношения. Девять лет депрессии внезапно кончились. Вернувшись к терапии в ту же неделя, она сказала терапевту правду о Джерри. Она говорила о маленькой группе последователей, повиновавшихся ему, как богу. Она описала марафон семинаров, где он использовал направленные мысленные образы и вызывал измененные состояния, поощряя своих приверженцев ”входить в контакт с (261:) их страхами, задержками и блокировками успеха”. Она разоблачила внезапные взрывы ярости Джерри и садистскую травлю членов группы ради увеличения интенсивности работы и повышения продаж, все для его выгоды.
Джесси теперь была готова рассмотреть возможность того, что ею завладел харизматический мошенник. Ей требовалось знать, как он смог так внезапно перехватить руководство ее жизнью и так решительно полностью её изменить. Терапевт, однако, фокусировался на Джесси. Он обычно прерывал ее вопросы о роли, которую играл Джерри. Он отказывался обсуждать принесенную ею пространную литературу о культах и контроле сознания. Джесси резко прервала терапию после двух лет, подавленная заявлением терапевта о том, что она была ”добровольной жертвой”.
Через несколько месяцев Джесси подала иск против Джерри в попытке разорвать вялые деловые связи и возместить некоторые из своих финансовых потерь. В отместку Джерри угрожал ей. Напуганной им и в то же время разгневанной огромными потерями, понесенными ею, Джесси было трудно сдерживать раздражение, которое она неправильно направляла на друзей и семью. У неё были кошмары о Джерри, отнимающем ее жизнь. Её преследовали мысли о происшествиях в культе. Ее жизнь была отмечена гипербессонницой и страхом, что Джерри следит за ней и преследует её. Эти тревожные чувства опять привели Джесси к терапии.
На сей раз она благоразумно провела собеседование с несколькими весьма рекомендуемыми терапевтами. Первый трижды за время беседы спросил, не досаждали ли ей в детстве. Второй попытался гипнотизировать ее на первом занятии, часто повторяя, насколько она поддается внушению, затем сообщил, что теперь, когда она вошла в его дверь, она в безопасности. Третий — доктор Т. — согласился помогать ей определять методы контроля мышления, используемые Джерри, и Джесси снова занялась лечением.
Доктор Т. был известен своей квалификацией в сфере гипноза и диссоциативных расстройств. Джесси разъяснила, что рассматривает себя как партнера в этой терапии и видит в терапевте скорее союзника. Она была полна решимости не попадать в зависимость от терапевта и сохранять как можно больший контроль над сеансом. На протяжении всей краткой терапии Джесси с доктором Т. регулярно использовался гипноз: сначала для исследования культа, затем — чтобы рыться в проблемах детства. К этому моменту Джесси потеряла всякий контроль, который, по её мнению, имела над терапией. Доктор Т. твердо заявил, что якобы имелась некая травма детства, объясняющая уязвимость Джесси в отношении Джерри. После четырех месяцев гипнотических возвратов к прошлому, осуществлявшихся дважды в неделю, между сеансами стали возникать эпизоды деперсонализации и утраты понимания происходящего. Джесси начала сомневаться во всех восприятиях себя и всего, что она знала о своем прошлом. Ее состояние быстро ухудшилось и усиливало подозрение, что у неё должно быть расщепление личности, чтобы блокировать такую глубокую травму детства. (262:)
У Джесси появились затруднения с концентрацией. Она вынуждена была часто бросать работу, будучи не в состоянии выполнять даже обычные задачи. Она, наконец, бросила терапию с доктором Т. после его отказа рассматривать далее события, имевшие место в течение тех лет, что она провела с Джерри. Джесси чувствовала себя теперь намного хуже, чем тогда, когда начинала с ним. Она обратилась за оценкой диссоциативных расстройств и получила её у известного специалиста по расщеплению личности, исключившего у неё таковое расстройство (MPD). Наконец, Джесси начал работать с компетентным терапевтом, который медленно прошел через слои травмы, начиная с самого недавнего — ее терапии с доктором Т., — пока все проблемы культового и возможного семейного насилия не были разрешены, а Джесси утратила вредные симптомы.
Терапевтические ошибки
Одна общая ошибка, сделанная клиницистами Джесси, состояла в том, что они не придавали значения культовому опыту и фокусировались на раннем жизненном опыте с целью объяснения происхождения существующих трудностей. Игнорируя влияние группы или лидера и использования сложных методов влияния и убеждения, клиницисты упускали ”терапевтическую лодку”. Занимаясь поисками объяснения текущей симптоматологии в детстве, терапевт рисковал (1) пренебречь травмой причастности культу или недооценить её, (2) серьезно перепутать существовавшие ранее эмоциональные расстройства (если они вообще присутствуют) с текущими эмоциональными трудностями, (3) значительно продлить срок терапии и (4) ”свалить вину на жертву ” и потенциально вновь травмировать клиента.
Вторая и более серьезная ошибка заключалась в неправильном употреблении гипноза для ”поисков” предшествующей уязвимости в детстве. Этот подбор компрометирующих материалов вел к углублению уже расширенной восприимчивости к гипнозу, ятрогенному (непреднамеренно вызванному врачом или лечением) возникновению диссоциативного расстройства и вере в несуществующее сексуальное насилие в детстве. Конечно, у некоторых членов культа мог быть опыт сексуального насилия в детстве. Однако не следует искать прошлое злоупотребление до удовлетворительного разрешения различных проявляющихся в данный момент культовых проблем. Интенсивный гипнотический поиск определенного насилия в детстве, о котором ранее человек и не подозревал, вероятно, увеличит возможность индуцированных, выдуманных ”воспоминаний”, не говоря уже о возрастающей зависимости от терапевта. К сожалению, эту специфическую проблему все чаще отмечают на конференциях и семинарах, посещаемых экс-членами, сообщающими о терапевтических трудностях после культового опыта.
Первые три терапевта Джесси видели ее, в то время как она была парусником, увлекаемым Джерри. Она защищала его, маскируя свое изложение событий и скрывая жизненно важную информацию о насильственности отношений и своей вере в (263) его сверхчеловеческие способности. Такое поведение избирательной подачи материала — защитная потребность человека, все еще находящегося в культе. Это аспект, который часто извращается, недооценивается или полностью игнорируется.
Лечение активного члена культа
Для парусника, увлеченного культовой системой, терапия должна двигаться медленно. Все три терапевта Джесси признавали позже, что (1) они отдавали себе отчет в том, что в этих отношениях имелось нечто большее, чем допускала Джесси, (2) они боялись, что она сбежит от терапии, если они будут слишком сильно давить, и (3) они подозревали, несмотря на то, насколько мало это сознавала Джесси, что у Джерри имелось серьезное природное расстройство, возможно, психопатия.
Удержать активного члена культа в терапии — сложная задача. В то время как клиент может присутствовать из-за других неприемлемых для личности проблем, терапевт должен делать следующее:
• Медленно работать над установлением взаимопонимания и доверия.
• Непрерывно поддерживать и увеличивать силы личности и другие здоровые аспекты индивидуальности клиента.
• Сохранять хороший контроль реальности для клиента.
• Мягко противостоять когнитивным нарушениям, которые воспринимаются клиентом как действительность.
• Быть готовым исследовать контрперенос с равным по положению или наблюдателем, поскольку эти клиенты иногда вызывают глубокие чувства бессилия, нетерпения, тоски и раздражения.
• Искать возможности представить другую точку зрения, возможно посредством консультирования о выходе.
Работа с действующими членами культа подобна работе с избитыми женщинами. В отношении женщин, состоящих в насильственных отношениях, психологи Тереза Рамирез Боулетт и Сьюзен Андерсен утверждают: ”Одна из главных проблем заключается в том, что лечение для любого партнера, вероятно, окажется неудачным, пока эта пара остается вместе. Однако их разделение, возможно, является наиболее трудной переменой, которую следует произвести” (2). То же самое можно сказать о тех, кто начинает курс терапии, продолжая оставаться в культе. Причастность к культу может рассматриваться индивидуумом как укрепляющая его эго, она кажется полностью несвязанной с существующими признаками депрессии, трудностей в сфере общения и диссоциативных расстройств. (264:)
Структура терапии для экс-участника культа
Лорна Голдберг, клиницист, работавшая с бывшими членами культа в течение более чем 15 лет, указывает, что не каждый завербованный культовой группой обязательно живет в окружающей среде жесткого реформирования мышления. ”Наоборот, — пишет она, — некоторые индивидуумы участвуют в чрезвычайно контролируемых отношениях, которые могут не выглядеть как культы. Мне стало ясно, что с позиции терапевтического вмешательства важно не то, ушел ли человек из группы, укладывающейся в рамки определения границ культа, а реагировал ли индивидуум на участие в этой группе специфическим способом ... Экс-культисты должны знать, что их реакции обычно связаны с культовым внушением, методами и манипуляциями, и с их подлинным отделением от культа” (3).
Лечение бывшего члена культа могло бы включать в себя следующее:
• образовательная программа для обеспечения понимания контроля сознания и культового опыта
• консультирование по корректировке трудностей в отношениях, карьере и так далее
• лечение посттравматических осложнений
• лечение существовавших ранее психологических и эмоциональных расстройств
• медикаментозное лечение для симптоматического облегчения тревоги и депрессии, если это необходимо.
Способность видеть сквозь вводящие в заблуждение вербовочные методы, понимать использование реформирования сознания и манипулирования и развеять магическое мышление группы — важная предпосылка эффективной терапии. Способность клиента ко всему этому можно иногда активизировать путем занятий консультированием по выходу, или в организованном семинаре с другими экс-членами, или через частную консультацию с консультантом по выходу. Даже если терапевт хорошо знаком с рассматриваемым культом, для клиента может быть дешевле, легче и быстрее участвовать в занятиях консультирования по выходу или использовать внутренние услуги центра реабилитации. (Это будет разъяснено в следующем случае с ”Кристиной”).
В ходе терапии клиницист может посчитать полезным исследование совместно с экс-членом культа ряда вопросов, поставленных в конце Глав 4 и 5. Способность клиента ответить на эти вопросы указывает на понимание и принятие культового опыта. Даже в этом случае клиницист находится в важной позиции человека, ”нормализующего” потерю ориентации экс-члена, эмоциональные (265) осложнения, личностные проблемы и когнитивные нарушения, помогая ему рассматривать эти признаки скорее как результат скоординированной программы реформирования мышления, чем как признак психопатологии. Поскольку бывшие члены культа особенно уязвимы в отношении обладающих авторитетом или властью личностей, позиция клинициста может либо ускорять исцеление, либо путем патологизации симптомов увеличивать дискомфорт экс-члена культа и, возможно, порождать ятрогенный ущерб, как это случилось с Джесси.
Клиницист может быть особенно полезен для экс-члена культа в объективном исследовании его специфической уязвимости, возможно, существовавшей до вербовки, а также тактики вербовки, эксплуатировавшей эту уязвимость. Это поможет уменьшать чувство вины и позора в процессе стимулирования понимания и самопринятия.
Терапевт может оказать бывшему члену культа помощь в проработке следующих главных проблем адаптации:
• эмоциональное непостоянство
• диссоциативные симптомы
• депрессия
• одиночество
• вина
• нерешительность
• трудности общения
• боязнь возмездия (духовного или физического)
• духовная, философская или идеологическая пустота
• конфликты с семьей (4)
Терапевт должен занимать в терапевтическом процессе активную позицию. Нормальные мысли клиента и чувства получали иное толкование и/или подавлялись группой или отношениями, возможно, многие годы. Бывший член культа в ходе терапии нуждается в активной обратной связи с терапевтом, чтобы помочь разгадать постепенно внушенные культом извращения и убеждения и их остатки. Клиницист должен поддерживать способность клиента классифицировать последствия новооткрытой свободы, проверки действительности и исправления когнитивных нарушений (см. Главы 6, 7 и 8).
Бывшие члены культа иногда необычайно чувствительны к невербальным сигналам, таким, как язык тела, интонация голоса и молчание, и (266) склонны к сверхбдительности в отношении любых знаков гнева или неприятия со стороны терапевта. Лорна Голдберг напоминает нам о трех важных соображениях:
1. Бывший член культа может бояться стать объектом контроля и манипулирования терапевта, что понятно после культового опыта и не является примером параноидального мышления.
2. Бывший член культа в процессе терапии должен быть участником команды равных при обстоятельно объясняемых границах.
3. Терапевт должен ясно сказать, что имеет человеческие ограничения, не обладает никакими волшебными силами и может делать ошибки (5).
У некоторых клиентов — бывших членов культа могут быть волшебные ожидания быстрого исцеления в процессе терапии. Они иногда испытывают нетерпение из-за медлительности своего прогресса. Ожидание ”магической пули” или немедленного восстановления нормальной жизни является нереалистичным, особенно, если они испытывали интенсивное и долговременное психологическое насилие. В то же время, терапевтам следует принимать меры против чрезмерного растягивания сроков терапии.
Посткультовые эмоциональные и психиатрические расстройства
Никто не вступает в культ, ожидая превращения в психиатрического пациента. Однако, как показывает одно знаменательное исследование 308 бывших членов 101 культа, симптомы посткультовых психологических расстройств являются обычными. Вот результаты обследования психолога Майкла Лангоуни:
83 % чувствуют тревогу/страх/беспокойство.
76 % испытывали гнев в отношении лидера группы.
72 % имели низкую уверенность в себе.
71 % переживали яркие мысленные картины возвращения к прошлому опыту группы.
70 % после ухода прошли через консультирование.
67 % сообщали о депрессии.
67 % имели трудности в концентрации.
61 % испытывали отчаяние/безнадежность/беспомощность.
56 % чувствовали себя виновными в том, что они делали в группе. (267:)
55 % переживали ”плавание” среди самых различных состояний сознания.
51 % чувствовали себя так, точно жили в нереальном мире.
46 % имели конфликты с близкими.
44 % сообщали, что данный опыт был очень вреден.
42 % сообщали, что опыт группы оказался весьма неудовлетворительным.
38 % боялись физического ущерба, причиняемого группой.
34 % испытывали серьезные приступы тревоги после ухода.
11 % подверглись сексуальному насилию в группе (6).
К сожалению, экс-членам культов иногда ошибочно ставят диагноз психотического расстройства, их могут усиленно лечить лекарствами из-за поведения, связанного с их культовыми верованиями и практикой, включая впадение в интенсивные диссоциативные состояния. Фактически, эти люди не страдают галлюцинациями в строгом медицинском смысле, а реагируют так, как их научили, чтобы как-то приспособиться к чрезмерным медитационным или трансоподобным состояниям. В некоторых культах предполагается, что у посвященного будут видения гуру или полубогов, он увидит ”небесные зрелища” или услышит ”небесную музыку”, причем все это рассматривается как признак продвижения вперед на ”тропе”. Таким образом, пациент, ведущий себя таким образом, реагирует на обучение, а не демонстрирует психическое заболевание.
Ряд клиницистов обсуждали психопатологию, вызванную культом, особенно диссоциативный, посттравматический стресс и нарушения в сфере установления отношений (7). В специальном выпуске Psychiatric Annals (Психиатрических анналов), посвященном исключительно этому феномену, Маргарет Сингер и Ричард Офше отмечают, что существует прогнозируемое качество типа психиатрического расстройства у экс-членов тех или иных конкретных групп. Чаще всего Сингер и Офше наблюдали у бывших членов различные степени распада личности. Из-за культурного шока, тревоги, отчуждения и разочарования как в культе, так и в массовом обществе, им требовался период времени на адаптацию и переоценку целей, ценностей и индивидуальности. Сингер и Офше также отметили следующие искусственно вызванные психопатологии:
• реактивные психозы, вызывающие подобное шизоидному нарушение психики у индивидуумов, не имевших в прошлом психических расстройств, в среднем продолжающиеся от одного до пяти месяцев
• посттравматические стрессовые расстройства
• нетипичные диссоциативные нарушения (268:)
• тревога, порожденная релаксацией
• неоднородные реакции, включая тревогу в сочетании с когнитивной неэффективностью, членовредительство, фобии, самоубийство и убийство, и набор физических болезней психогенного происхождения типа инфарктов миокарда, параличей, астмы, язвенных болезней и неожиданных смертей (8).
Сингер и Офше также указывают, что участие в определенном типе групп часто ускоряет побочные действия, характерные для такой вовлеченности. Они пишут: ”Методы, применяемые для стимулирования верований, изменения и зависимости в соответствии с различными программами реформирования мышления, похоже, связаны с типом психиатрического несчастного случая, который склонна порождать данная программа. Программы обучения информированности в больших группах, вероятно, скорее всего, создают нарушения настроения и нарушения типа аффектов. Группы, использующие длительную медитацию с мантрами и пустым сознанием, гипервентиляцию и монотонное пение, вероятнее всего, развивают у своих участников вызванные релаксацией тревогу, паническое расстройство, заметные диссоциативные проблемы и когнитивную неэффективность ... Терапевтические общинные программы реформирования мышления с большей степенью вероятности порождают устойчивые страхи, членовредительство, самоуничижение и неуместный показ искусственной уверенности в себе и эмоциональности” (9).
Изложенное ниже описание исследования конкретного случая выдвигает на первый план некоторые из посткультовых дилемм и расстройств, которые здесь обсуждались. ”Кристина” была в восточном культе в течение пяти лет. За 12-месячный период ей поставили огромное количество диагнозов: биполярное расстройство в сочетании с психотическими особенностями, острый транзиторный психоз, деперсонализация, паническое расстройство и временная эпилепсия. Ее случай, однако, является хорошим примером объединения программы лечения с консультированием о выходе, использования командного подхода к диагнозу и терапии.
Кристина: Исследование отдельного случая
Кристина еженедельно встречалась с нейропсихиатром в связи с лечением возможной временной эпилепсии височной доли (Temporal Lobe Epilepsy — TLE). Хотя неврологическое тестирование (EEGs и MRI) не показало признаков этого расстройства, её лечили такими лекарствами, как тофранил, клонопин и депракот, с целью контроля расстройства деперсонализации и тревожных состояний, предположительно вызванных TLE. Диагноз TLE был первоначально поставлен Кристине после госпитализации из-за острого транзиторного психоза, последовавшего через пять лет строгого режима с четырьмя или более часами медитации в день. Ее практика медитации включала (269:) непрерывное повторение про себя мантры, что привело к устойчивому диссоциативному состоянию. За год до того, как она попала в больницу, она провела шесть недель в ашраме группы в Индии. После возвращения в Соединенные Штаты Кристина в течение краткого периода работала, была уволена и затем провела несколько недель, блуждая по Калифорнии с людьми, которых она встретила в Индии.
Кристине было трудно функционировать, она легко поддавалась панике, что привело к расстройству компенсации сердца. Вследствие этого она была госпитализирована. Когда семья привела её в отделение неотложной помощи, она заявила, что не чувствует связи с реальностью и была очень напугана. В больнице был поставлен начальный диагноз биполярного расстройства, и её лечили литиумом и халдолом. После выписки через месяц не было никаких свидетельств биполярного или мыслительного расстройства, и лечение лекарствами было прекращено. TLE подозревалась как причина диссоциативных состояний и приступов тревоги, и ей прописали тофранил, клонопин и депракот. Позже депракот был отменен и заменен тегритолом в попытке контролировать деперсонализациею. До сих пор терапевты не проводили никакой связи между диссоциативными состояниями и ее медитацией.
Кристина сумела найти и удержаться на предъявляющей высокие требования и стимулирующей работе в своей сфере. У неё по-прежнему бывали вызывающие беспокойство эпизоды деперсонализации и дереализации, которые иногда сочетались с приступами тревоги, а иногда такие приступы следовали за этими эпизодами. Под строгим руководством культа она следила за своими мыслями, чувствами и поведением в течение дня. Она чувствовала потребность быть совершенной, твердо придерживаться строгой вегетарианский диеты, проводить от четырех до пяти часов медитации ежедневно и еженедельно встречаться с членами группы. Она никогда не считала себя достаточно хорошей. Она чувствовала оцепенение, и её аффект был плоским и ограниченным.
Семья Кристины начала исследовать возможность консультирования о выходе, поскольку ей становилось все труднее справляться с быстрыми сменами настроения, отчужденностью и нереалистичными ожиданиями, возложенными на неё ею самой, семьей и работой. Ее ”эксцентричность”, особенно после медитации, чрезвычайно волновала ее семью и послужила основанием их обращения за помощью к консультантам по выходу. Ее расстройство деперсонализации причиняло страдания и мешало функционированию на работе. Кроме того, Кристина была убеждена, что у неё нет TLE и по этой причине не соблюдала лекарственного режима.
Консультанты по выходу снабдили семью и психиатра информацией о тревоге, вызываемой релаксацией (10), и поддерживали активную связь с семьей до, в течение и после воздействия. Психиатр внес предложение о том, что он посоветует Кристине получить оценку со стороны кого-то обладающего специальными знаниями о медитации, измененных состояниях и диссоциации в качестве способа ослабления напряженности между Кристиной и ее семьей. Это позволит Кристине отнестись к такому предложению как к дополнению к терапии, чем оно и было. Подход команды консультирования по выходу должен был бы (270:) заключаться в использовании их обычной образовательной модели информации и диалога и добавлении к команде психотерапевта со специальными знаниями относительно методов реформирования мышления и диссоциативных расстройств (11).
Кристина стремилась сотрудничать, так как ее диссоциативные симптомы и тревога причиняли ей серьезное страдание. Она была чрезвычайно высоко мотивирована в плане исправления, хотя ей было очень трудно контролировать диссоциативные состояния. Консультирование о выходе прошло гладко. Поскольку один из членов команды был лицензированным психотерапевтом, оценка диссоциативных состояний была проведена с применением шкалы диссоциативного опыта (Dissociative Experiences Scale — DES) и структурированного клинического интервью (Structured Clinical Interview) относительно DSM-III-R диссоциативных расстройств (SCID-D) (12). Высокие показатели Кристины по обоим почти полностью попадали в области деперсонализации и дереализации с некоторой потерей кратковременной памяти, совместимой с ее диссоциативными состояниями. У неё были низкие показатели по амнезии, расстройству и изменению личности. Таким образом, более глубокие и, возможно, более серьезные диссоциативные расстройства были предварительно исключены.
Обсуждая диссоциацию с Кристиной, команда смогла также обсудить измененные состояния, наблюдаемые в результате злоупотребления медитацией и гипнозом. В конце трех дней консультирования мягко направляемая навстречу своим потребностям, Кристина призналась в почти постоянном неусыпном использовании мантр и сумела увидеть связи между диссоциативными состояниями и медитированием. Ей дали дополнительный материал об истории и текущей практике ее группы и гуру. Он помог ей объективно оценить группу и порвать связи с культом.
Кристине рекомендовали продолжать принимать лекарства и встречаться с психиатром, поскольку чтобы судить, только ли медитация вызывала расстройство деперсонализации и приступы тревоги, требовалось время. После воздействия Кристина начала консультироваться с человеком, знакомым с культами и контролем сознания, и посещала местную группу поддержки FOCUS. Также настоятельно рекомендовалась семейная терапия. Длительная проверка у другого невропатолога подтвердила, что у неё нет TLE. Медленно, под наблюдением врача она начала прекращать прием некоторых лекарств.
Кристине все еще предстоял долгий путь к исцелению от культового опыта. В течение нескольких недель у неё были эпизоды ”плавания”, иногда связанные с серьезной тревогой. Эпизоды деперсонализации и дереализации, однако, сокращались по частоте и продолжительности. Ей по-прежнему требовалась помощь в отношении перфекционизма, модуляции чувственных состояний и реалистического планирования на будущее вроде переезда из дома родителей, новых направлений в карьере и примирения с меняющимися ценностями и убеждениями. Больше всего она нуждалась в подтверждении, что то, через что она проходила, было нормально для человека с ее степенью культового опыта, и что, проявив терпение, она преодолеет эту трудную стадию. (271:)
Случай Кристины иллюстрирует путаницу в диагнозе, вполне вероятную, когда культовая вовлеченность не принимается во внимание. Это также хороший пример взаимодействия различных организаций и ресурсов в процессе исцеления, как только участие в культе признано в качестве значительного фактора в симптоматике.
Психологическое тестирование
Существует много психометрических инструментов, которые могут оказаться полезными для клинициста, работающего с культистами. В исследовании Пола Мартина и его коллег, пользующихся клинической мультиосевой анкетой Миллона (Millon Clinical Multiaxial Inventory — MCMI), депрессивной анкетой Бека (Beck Depression Inventory), контрольным списком симптомов Хопкинса (Hopkins Symptom Checklist) и клиническими интервью 111 клиентов реабилитационного центра, отмечался вовсе не удивительный факт, что бывшие члены демонстрируют серьезные страдания в сферах тревоги, депрессии и диссоциации (13). DES и SCID-D также доказали свою полезность в определении степени и масштабов диссоциации, причем SCID-D обладает дополнительной способностью различать определенные диссоциативные расстройства. Обнадеживает наблюдение, что лечение показало доказуемую эффективность в сокращении посткультовых страданий при измерении до и после него.
Госпитализация
Проводилось изучение полезности или необходимости психиатрической госпитализации при лечении бывших членов культа. Некоторые пациенты приходят сами, других приводят семьи; есть и такие, кого выкидывают в больничные отделения неотложной помощи, когда их симптомы становятся слишком серьезными, чтобы культ мог с ними справиться. Как в случае Кристины и как показано в других примерах в предыдущих главах, декомпенсация может происходить и в ходе, и после участия в окр
« Последнее редактирование: Июнь 08, 2009, 16:58:33 от Катрин »

Оффлайн Катрин

  • Moderator
  • Full
  • *****
  • Сообщений: 1110
  • Репутация: +0/-0
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Последствия воздействия на психику
« Ответ #6 : Сентябрь 19, 2009, 22:59:54 »
http://podrobnosti.ua/projects/2008/11/20/572756.html

Тут ОТЛИЧНОЕ ВИДЕО о сектах на Украине.

 

Последние сообщения на форуме:

[Доска частных объявлений] limba engleza от TopEnhriz Сентябрь 17, 2019, 20:02:21
[Доска частных объявлений] play online roulette real money от MichaeloDup Сентябрь 17, 2019, 19:08:27
[Доска частных объявлений] casinos online for usa players от MichaeloDup Сентябрь 17, 2019, 19:06:17
[Доска частных объявлений] online casino discover card usa от MichaeloDup Сентябрь 17, 2019, 19:04:06
[Доска частных объявлений] mac casino games от MichaeloDup Сентябрь 17, 2019, 19:01:51
[Доска частных объявлений] online casinos dublin от MichaeloDup Сентябрь 17, 2019, 18:59:44
[Доска частных объявлений] real money internet slots от MichaeloDup Сентябрь 17, 2019, 18:57:37
[Наука] Re: Новости науки и технологии от Новичёк Сентябрь 17, 2019, 14:29:28
[Политика] Re: Противостояние: Россия - США от Новичёк Сентябрь 17, 2019, 14:25:36
[Наука] Re: Новости науки и технологии от Новичёк Сентябрь 16, 2019, 23:22:22
[Наука] Re: Новости науки и технологии от Новичёк Сентябрь 16, 2019, 23:20:45
[Наука] Re: Новости науки и технологии от Новичёк Сентябрь 16, 2019, 23:13:41
[Наука] Re: Новости науки и технологии от Новичёк Сентябрь 16, 2019, 23:11:18
[Политика] Re: Противостояние: Россия - США от Новичёк Сентябрь 16, 2019, 23:08:26
[Политика] Re: Противостояние: Россия - США от Новичёк Сентябрь 16, 2019, 23:05:01
[Политика] Re: Противостояние: Россия - США от Новичёк Сентябрь 16, 2019, 23:02:58
[Windows. Обмен опытом] Re: Windows 10 от Новичёк Сентябрь 16, 2019, 22:27:08
[Наука] Re: Новости науки и технологии от Новичёк Сентябрь 16, 2019, 14:31:11
[Наука] Re: Новости науки и технологии от Новичёк Сентябрь 16, 2019, 14:25:05
[Наука] Re: Новости науки и технологии от Новичёк Сентябрь 16, 2019, 14:20:14
 Rambler's Top100