Автор Тема: История хранения и передачи звука  (Прочитано 526 раз)

Оффлайн Новичёк

  • Administrator
  • Hero
  • *****
  • Сообщений: 13503
  • Репутация: +22/-106
    • Личное сообщение (Оффлайн)
История звука: главные музыкальные изобретения ХХ века



За последние полтора столетия аудиотехника эволюционировала от скрипучих патефонов до многоканальных беспроводных систем для живых выступлений, аудиофильских домашних установок и компактных беспроводных наушников. Это развитие неразрывно связано с историей немецкой компании Sennheiser, которой суждено было несколько раз полностью изменить индустрию — и сам подход к звуку. Компания Sennheiser подарила нам мягкие открытые наушники, микрофоны-пушки для записи звука и беспроводные микрофоны для ярких музыкальных шоу, стереофонию, технологию объемного звука и многое другое.

Прощайте, провода!


Сегодня компания известна более всего как производитель наушников, однако начинала она с изготовления измерительных приборов — вольтметров. Уже в 1947 году Labor W (а именно так фирма Фрица Зеннхайзера называлась раньше) разрабатывает свой первый оригинальный микрофон MD2, мгновенно ставший популярным на многих радиостанциях благодаря превосходному качеству звучания. Микрофоны, а также микшерные усилители и измерительные приборы прославили маленькую немецкую фирму. Она быстро росла: если в июне 1945-го в ней было всего шесть инженеров, то уже через несколько лет штат насчитывал 250 человек.


Фриц Зеннхайзер

В 1957 году на выставке во Франкфурте Labor W представила первый в мире беспроводной микрофон. В разработке принимали участие специалисты телерадиокомпании NDR. Его коммерческая версия получила название Mikroport и была представлена на рынке как совместный продукт Sennheiser и Telefunken, крупнейшего немецкого производителя телерадиовещательного оборудования. Приемники в этой системе выпускались под торговой маркой Telefunken, а микрофоны и передатчики — под брендом Labor W (Sennheiser).

Ядром беспроводной системы Mikroport стал карманный передатчик: в первой версии для передатчика SK 1001 взяли максимально облегченные лампы, а во второй версии установили транзисторы. Передатчик работал до десяти часов от батарейки с напряжением в 22,5 В и охватывал стометровое расстояние. В более поздних версиях пользователям на выбор предлагались два микрофона — либо ручной микрофон MD 405, либо петличный, сделанный на базе капсюля MM 21. Приемник Mikroport T 200 передавал полученный с микрофона сигнал дальше на усилительный тракт.


Mikroport

Основатель компании Фриц Зеннхайзер вспоминал забавную историю, которая стала бесплатной телерекламой беспроводным микрофонам благодаря шутке Петера Франкенфельда, ведущего развлекательной программы: «Однажды он прикрепил длинный кабель к беспроводному микрофону. Затем он стал что-то рассказывать, одновременно все больше запутываясь в проводе. В гневе он обрезал провод, но чудесным образом микрофон по‑прежнему работал! Утром все обсуждали эфир, и для нас это, конечно, была отличная реклама».

Это изобретение — беспроводной микрофон — определило развитие аудиотехнологий на десятилетия.

Легкие, как облачко: первые в мире наушники открытого типа

В каких наушниках лучше всего слушать хорошую музыку дома, в мягком кресле? Конечно, в открытых: они позволяют получить более естественный звук с широкой звуковой сценой. Но насладиться таким звуком меломаны смогли только в 1968 году, когда на рынке появились первые в мире открытые наушники — Sennheiser HD 414.


Sennheiser HD 414

Новинка родилась благодаря случаю: работая над компактным диктофоном, инженер Sennheiser Эрхард Михаэлис разместил на одном держателе два микрофона и подал на них сигнал. Каково же было его удивление, когда он заметил, что динамические капсюли без корпусов звучат лучше, чем обычные наушники! Михаэлис изготовил специальное оголовье, добавил мягкие поролоновые накладки и… получил прототип легендарных наушников HD 414.

Успех пришел к HD 414 не сразу: весной 1968 года новинка была конфиденциально представлена избранной группе специалистов и не впечатлила их. Наушники казались «несерьезными»: слишком легкие по сравнению с обычными мониторными наушниками того времени, они не производили впечатления профессиональной техники. Но вскоре публика оценила и легкость, и мягкость наушников, а самое главное, звук. Компания Sennheiser продала свыше десяти миллионов экземпляров — больше, чем любых других наушников такого типа.

Впрочем, Sennheiser не только продала рекордное количество HD 414, но и поделилась технологией. Компания Sony приобрела у Sennheiser лицензию на выпуск открытых наушников. Изобретателям Walkman это было очень кстати: «вокманы» подарили возможность слушать музыку на ходу, но в пару к плееру обязательно нужны были самые комфортные наушники того времени, которыми еще долго оставались HD 414.


Sennheiser HD 414

И «Оскар» достается… микрофону Sennheiser!

Не за каждый микрофон дают «Оскар». Единственный раз за всю историю премии приза удостоился микрофон — тонкий и длинный направленный микрофон-пушка MKH 816. Получая золотую статуэтку в 1987 году, профессор Фриц Зеннхайзер со свойственной ему скромностью сказал: «Обладателем этой награды стал не я — им стал микрофон!».

MKH 816 не был первой направленной моделью Sennheiser: первый такой микрофон, Type MD 82, компания выпустила еще в конце 1950-х и сразу заняла лидирующие позиции в этой области. В 1970-х годах свет увидел микрофон MKH 416 — модель, на долгие годы определившая процесс съемок в Голливуде и во всем мире, ставшая промышленным стандартом киноиндустрии.



Микрофон MKH 416 и его оскароносный брат MKH 816 работают по принципу интерференционной трубы: микрофон подавляет неосевые звуки и при этом сохраняет чувствительность и детализацию на большом расстоянии. На 816-й можно было записать речь актера вблизи ревущего водопада, в центре большого города в час пик, на рынке, во время посадки вертолета — в общем, где угодно. Звук в кино стал живым и естественным. Впрочем, «пушка» MKH 816 пригодилась не только режиссерам, но и журналистам: с этим микрофоном они могли брать интервью в любой обстановке — на шумных площадях, заводах и стадионах.

Многие продукты Sennheiser были удостоены престижных наград. В 1996-м компания получила премию «Эмми» за новаторские разработки в технологиях беспроводной передачи звукового сигнала, а в 1999-м удостоилась «Грэмми» за достижения в области звуковой техники. Но лучшим свидетельством инновационного потенциала компании и высокого качества ее продукции является армия поклонников Sennheiser по всему миру.


Sennheiser MKH 416

Лучший звук на Земле

Моду в аудиофильской среде Sennheiser задала в 1991 году, выпустив аудиосистему The Orpheus. Наушники открытого акустического типа, ламповый усилитель, встроенный ЦАП и даже фонокорректор — в наши дни такой набор уже не является редкостью именно благодаря концепции, созданной Sennheiser.

Аудиосистема взорвала рынок: все 300 экземпляров были стремительно распроданы, не повлияла на спрос даже очень высокая для начала 1990-х цена — 15 тысяч долларов США.


Sennheiser The Orpheus

Что же нового дала потребителям The Orpheus? Это качество звука, которого ранее было невозможно достичь. Разработанный инженерами Sennheiser ламповый усилитель создавал нужное для электростатических наушников системы большое поляризующее напряжение и большую амплитуду сигнала. Впечатления от услышанного поразило меломанов того времени — высочайшая детализация звука и впечатляющий вес инструментов в низкочастотном диапазоне.

Вслед за Sennheiser и другие производители начали выпускать электростатические наушники — более бюджетные, и высокая точность передачи звука стала доступнее. Однако в 2015 году компания вновь удивила публику, представив новый продукт Sennheiser HE 1. Идея осталась прежней — электростатические наушники со своим усилителем. Революционными стали технологии, которые позволили показать беспрецедентно низкий уровень нелинейных искажений. Контактные шумы были сведены к минимуму за счет гибридной схемы лампового усилителя, где лампы заключены в колпаки из высококачественного кварцевого стекла, а корпус системы сделан из гранулированного каррарского мрамора неоднородной структуры.


Sennheiser HE 1 (современная версия)

Вышло недешево: Sennheiser HE1 стоят несколько миллионов рублей, зато выглядят очень эффектно, а качество звука буквально заставляет плакать ценителей хорошего звука.

Истинно беспроводные наушники: 70 г звука

Отвязать наушники от устройства, на котором хранятся аудиофайлы, производители пытаются уже лет сорок: Sennheiser, например, уже в середине семидесятых реализовала передачу по ИК-каналу и в 1975 году выпустила инфракрасный передатчик и наушники-стетоскоп. А в 2008 году, опережая время лет на десять, компания выпустила на рынок первые в мире истинно беспроводные (True Wireless) наушники MX W1 (о них мы уже рассказывали, прочесть можно здесь). На тот момент продукт не стал востребованным, поскольку качество передаваемого звука было неидеальным.


MOMENTUM True Wireless 2

А вот качество звука в новинке 2020 года — беспроводных наушниках MOMENTUM True Wireless 2 от Sennheiser — максимально возможное для беспроводных малюток. Оно достигается благодаря запатентованным компанией 7-миллиметровым динамическим преобразователям. 7 мм — самый большой размер среди полностью беспроводных наушников.

В компактном корпусе MOMENTUM True Wireless 2 разместился целый набор технологий: это аккумулятор повышенной емкости, «умное» голосовое и сенсорное управление. Функция активного шумоподавления, с одной стороны, блокирует посторонние шумы, а с другой — при одном касании подает в наушники окружающие звуки, когда это необходимо (например, если вам нужно услышать, что происходит вокруг).

Источник: ПМ

Оффлайн Новичёк

  • Administrator
  • Hero
  • *****
  • Сообщений: 13503
  • Репутация: +22/-106
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Re: История хранения и передачи звука
« Ответ #1 : Июль 20, 2020, 21:54:37 »
1930-е: советская технология говорящей бумаги

Технике звукозаписи и звуковоспроизведения всего-то примерно полтора века, но в эту историю уже вписано множество интереснейших страниц. Как минимум одна из них принадлежит России. Поистине революционная альтернатива патефону выпускалась некогда в старинном русском городе Коломна.




Лучше, чем кино

Официальное название этого устройства звучит так: аппарат для воспроизведения фонограмм «Говорящая бумага» типа ГБ-8. Такое необычное наименование вызывает постоянные вопросы посетителей музея: «Что это? Обыкновенная бумага? Неужели она может говорить?» И приходится вновь и вновь рассказывать историю вещи, которая давно ушла из нашего обихода, но оставила интересный след в летописи инженерной мысли.



Аппарат появился на свет в Советском Союзе в самом начале 1930-х годов. В это время страна, выполняя задачи первого пятилетнего плана, быстрыми темпами создавала различные отрасли промышленности и выпускала новую технику. В 1935 году популярный журнал «Смена», выходивший тогда в издательстве ЦК ВКП (б), впервые рассказал об интересной технической новинке. Инженер Борис Павлович Скворцов, будучи автором 20 изобретений, придумал очень необычную машину — «Говорящую бумагу». Позже в работу над аппаратом включился режиссер Борис Федорович Светозаров, один из пионеров научно-популярного кино в СССР.

В основе изобретения лежали новейшие достижения технической мысли, подсказанные звуковым кино. Скворцов задался вопросом: «Если в звуковых кинокартинах и тонфильмах звук записан на пленку в виде зигзагообразной черной полосы, то нельзя ли подобным образом записать звук не на пленке и для других целей?» Запись звука на пленке держалась непрочно, целлулоид быстро рвался и изнашивался, был огнеопасен и очень дорог. После ста прокатов кинофильма смотреть и слушать его становилось невозможно. Скворцов предложил новый звуконоситель — обыкновенную бумагу. Это казалось фантастикой! Начались эксперименты, которые дали хорошие результаты. Бумажная лента почти не изнашивалась при многократном прослушивании, была дешевой и гораздо менее дефицитной, чем импортный шеллак, из которого тогда делали пластинки. Запись на ленте легко монтировать с помощью ножниц и клея. А главное, сделанную запись можно было размножить полиграфическим способом в любой типографии без малейшей потери качества.


Говорящая бумага была создана инженером Борисом Павловичем Скворцовым (на фото) в сотрудничестве с режиссером кинодокументалистом Борисом Федоровичем Светозаровым.

Однако, несмотря на явные преимущества построенного считывания бумажной ленты аппарата, конструктору пришлось вести упорную борьбу за его признание. «Тугодумы» (именно такое определение дает он в своей статье 1935 года) из Комитета по изобретениям не хотели признавать «Говорящую бумагу». Дело дошло даже до того, что она «произнесла речь» в свою защиту на заседании Совета народных комиссариатов СССР. А однажды ввела в заблуждение секретаря самого Серго Орджоникидзе, который был в то время народным комиссаром тяжелой промышленности. Оказывается, в момент, когда аппарат воспроизводил некую речь Орджоникидзе, записанную на бумаге, лабораторию Скворцова соединили по телефону с Наркомтяжпромом. Секретарь, услышав в трубке голос своего руководителя, ответил: «Слушаю, товарищ Орджоникидзе!» Это было лишним свидетельством того, насколько точно передавала интонацию воспроизводимого голоса «Говорящая бумага».

Коломенское качество

Отметив огромную ценность данного изобретения, Совнарком постановил «создать все условия для его распространения». Но жизнь распорядилась по‑своему. Только через пять лет, в июне 1940 года, газета «Коломенский рабочий» сообщила о выпуске первых образцов аппарата «ГБ». Впервые в СССР они были изготовлены экспериментальным цехом «Коломенского граммофонного завода».

Вряд ли было случайностью, что освоением и выпуском «Говорящей бумаги» занимался «Грамзавод» Коломны. С 1934 года основной продукцией этого предприятия были патефоны, получившие название ПТ-3. Спрос на них был столь велик, что их выпускали по тысяче штук в день. И хотя патефоны изготавливались многими заводами (Владимирским патефонным заводом, ордена Ленина заводом «Молот» в Вятских Полянах, Ленинградским заводом «Северный пресс» и другими), ряд фактов показывает, что коломенская «марка» имела некоторые преимущества перед остальными.


Общий принцип работы

В аппарате Скворцова, предназначенном для воспроизведения звука, бороздка записи, напечатанная литографским способом на белой бумажной ленте, протягивалась перед камерой оптики. На ленту направлялся узкий пучок света. Часть света поглощалась черной бороздкой, часть отражалась в специальном зеркальце, из которого попадала на фотоэлемент. Под действием переменной силы света на выходе фотоэлемента возникало переменное напряжение; этот электросигнал в дальнейшем усиливался, и громкоговоритель воспроизводил звук, записанный на ленте. На бумажной ленте печатали не одну, как на кинопленке, а восемь звуковых дорожек, располагая их параллельно. После того как прослушивалась одна из них, следующая шла в противоположном направлении, что давало возможность избегать перемотки ленты на начало. Таким образом, воспроизведение продолжалось беспрерывно более 40 минут. Для сравнения: грампластинка тех времен при скорости вращения 78 оборотов в минуту звучала всего лишь 3,5−5 минут.


Так, в ноябре 1935 года советскому писателю Н.А. Островскому — автору знаменитого романа «Как закалялась сталь», после вручения ордена Ленина в качестве подарка был преподнесен именно коломенский патефон с набором пластинок. Продукция «Патефонки» (именно так называли завод в обиходе) активно продавалась за рубеж: в Афганистан, Китай, Иран, Монголию и другие страны. На Всемирной выставке искусств и техники в Париже в 1937 году экспонировался ПТ-3 с эмблемой: «Коломенский патефонный завод. Н.К.О.М. СССР». Все это подтверждало достойный уровень и мировое качество продукции завода.

Освоение нового аппарата «ГБ-8» пошло на заводе уверенными темпами. К весне 1941 года было собрано около 700 аппаратов. В изготовлении деталей для них принимали непосредственное участие коллективы всех цехов завода. Особо (через городскую газету «Коломенский рабочий») была отмечена работа начальника экспериментального цеха Максима Григорьевича Момота, слесарей Соловьева и Тарасова, а также их коллег из инструментального цеха — Конина и Апполонова.

Забегая вперед, заметим, что сегодня от «Коломенского граммофонного завода» ничего не осталось. Вместе с ним ушли в небытие документы и люди. Судьба талантливого инженера и изобретателя М.Г. Момота, стоявшего у истоков организации производства, как, впрочем, и еще целого ряда лиц — теперь загадка. Восстанавливать сведения о них приходится по крупицам, хотя только их трудами и стараниями продукция завода увидела свет.


Обложка грампластинки, выпущенной в 1985 году. Все музыкальные треки для этого диска были переписаны с бумажных фонограмм.

Механика и оптика

Но перейдем к описанию «Говорящей бумаги», которое приводится в инструкции к аппарату 1941 года. В ней читаем: «Аппарат ГБ-8 предназначен для оптического воспроизведения фонограмм (с восемью звуковыми дорожками), отпечатанных полиграфическим способом на бумажной ленте. Аппарат оформлен в виде приставки к радиоприемнику и работает с любым ламповым приемником, имеющим гнезда для адаптера. Аппарат работает от сети переменного тока 110, 127 или 220 вольт в зависимости от положения колодки на силовом трансформаторе. Мощность, потребляемая аппаратом от сети, составляет примерно 80−90 ватт.

Аппарат заключен в ящик, снабжен двумя открывающимися дверцами, за которыми расположены: лентопротяжный механизм, переключатель на три положения и кнопка. На лицевой стороне панели лентопротяжного механизма расположены: ведущий барабан, катушка для установки рулона ленты (фонограммы), катушка для закрепления конца бумажной ленты и подвижная каретка оптики с помещенными в ней подсвечивающей лампой, цилиндрическим микрообъективом, параболоидным зеркалом и фотоэлементом.


Принципиальная схема аппарата «Говорящая бумага», сохранившаяся в запасниках Краеведческого музея Коломны.

Лентопротяжный механизм аппарата приводится в движение синхронно-асинхронным реверсивным мотором с вмонтированным в него редуктором. Мотор расположен внутри ящика аппарата. Потребляемая мощность его около 35−40 ватт.

Световой поток, излучаемый подсвечивающей лампой, направляется цилиндрическим микрообъективом на движущуюся поверхность бумажной фонограммы. Отраженный от фонограммы свет собирается параболическим зеркалом и падает на фотоэлемент.

Фотоэлемент соединен с фотоблоком, расположенным внутри аппарата. Фотоблок состоит из однокаскадного усилителя фотопотоков, лампового генератора, питающего нить подсвечивающей лампы током повышенной частоты, и выпрямителя, питающего фотокаскад и генератор.

Трансформатор выпрямителя одновременно используется как автотрансформатор для питания мотора аппарата.

Для воспроизведения звука в аппарате используется специальная фонограмма, отпечатанная полиграфическим способом на бумажной ленте.

Лента шириной в 35 миллиметров намотана рулоном на картонное кольцо с прорезью. На свободный конец ленты наклеена полоска коленкора, служащая для закрепления ленты на катушке аппарата.



Фонограмма имеет восемь звуковых дорожек, на которых звук записан в разных направлениях, то есть если первая дорожка идет слева направо, то вторая дорожка, являющаяся продолжением первой, идет справа налево, третья дорожка — слева направо и т. д. Такое расположение записи дает возможность, при автоматическом переключении лентопротяжного механизма, получать непрерывное звучание в течение до 45 минут. При перематывании ленты с катушки на катушку поочередно проигрываются I, III, V и VII, т. е. нечетные звуковые дорожки, а при движении ленты в обратную сторону воспроизводятся четные дорожки. На наружном конце каждого рулона ленты указано содержание записи».

Аппарат предоставлял слушателю немало удобств: специальный переключатель позволял слушать любую дорожку, регулятором можно было установить нужную громкость. При считывании бумажных фонограмм не происходило повреждений звуковых бороздок, как при проигрывании пластинки, а это гарантировало до 3000 прослушиваний без ухудшения качества записи. Кроме того, аппарат «Говорящая бумага» стал прообразом радиолы: он был настроен на прием двух крупнейших станций — ВЦСПС и имени Коминтерна. В пору, когда о многопрограммных радиоточках никто не помышлял, это казалось неслыханным прогрессом.



20 рулонов для «Иоланты»

В 1941 году новинка коломенского «Грамзавода» поступила в московские магазины, которые предлагали ее купить за 572 рубля. Если учесть, что средняя зарплата рабочих и служащих по стране в то время составляла 354 рубля в месяц, то приобретение такой техники было сродни покупке предметов роскоши. Поэтому еще долгое время все слои населения предпочитали патефоны, которые производились на любой вкус и стоили от 90 до 230 рублей.

Выпуском фонограмм для аппарата занималась фабрика «Говорящая бумага» Объединения государственных книжно-журнальных издательств при Наркомпросе РСФСР, которая находилась в Москве на 2-й Рыбинской улице. Репертуар, записанный на бумажные рулоны, составлялся весьма разнообразно. Это были речи партийных и государственных деятелей (Сталина, Ворошилова, Молотова, Калинина, Орджоникидзе), музыкальные произведения джаз-оркестров Леонида Утесова и Александра Цфасмана, хора имени Пятницкого, Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной армии, концерты популярных исполнителей народных песен и советских композиторов. Но главным достижением отечественной звукозаписи была фонограмма оперы П.И. Чайковского «Иоланта» с подробным комментарием, содержавшая около 20 бумажных роликов. Трудно представить этот объем в «грампластиночном» эквиваленте.



К сожалению, изобретение было обречено. Начавшаяся вскоре война изменила все планы. Осенью 1941 года «Грамзавод», так же как и большинство коломенских заводов, эвакуировали в город Белово Кемеровской области, где был налажен выпуск раций для танков. Через год в помещения «Патефонки» поместили завод текстильных машин имени Энгельса, вывезенный из осажденного Ленинграда, где развернулись работы по изготовлению мин и миновзрывателей.

После войны к аппарату «ГБ-8» тоже не вернулись. Многоступенчатость и сложность его производства, высокая цена и, главное, качество звучания, особенно по сравнению с долгоиграющими дисками, появившимися в 1950-х годах, привели к тому, что коломенская «Патефонка» производство «Говорящей бумаги» прекратила. В 1985 году Всесоюзная студия грамзаписи выпустила сенсационную пластинку «Концерт на бумаге». Песни и танцы, размещенные на ней, были переписаны с рулонов фабрики «Говорящая бумага». О том, что такая фабрика когда-то существовала, как, впрочем, и о бумаге, умеющей говорить, уже никто не помнил. Осталось добавить, что несколько лет назад экспонат коломенского музея попал в руки двух молодых сотрудников Конструкторского бюро машиностроения. Они несколько дней «колдовали» над ним и сотворили чудо: говорящая бумага, молчавшая семь десятков лет, заговорила!

Источник: ПМ

 

Последние сообщения на форуме:

[Доска частных объявлений] Sexy photo galleries, daily updated collections от evavl18 Август 11, 2020, 06:59:28
[Для компьютера] Re: Клавиатура для ношения на руке, идея, (мозговой штурм) от digitalman Август 10, 2020, 05:16:32
[Политика] В Белоруссии "отключили" интернет. от digitalman Август 09, 2020, 23:30:00
[Форум радиолюбителей] Первенства г.Ставрополя и г.Пензы по спортивной радиопеленгации от john Август 07, 2020, 15:25:30
[Компьютеры] Re: Старое, старое железо от MaiklsBlack Июль 30, 2020, 14:39:46
[Компьютеры] Re: Старое, старое железо от john Июль 29, 2020, 23:12:18
[Наука] Re: О ресурсах и науч.тех.развитии от john Июль 21, 2020, 16:17:52
[Наука] Re: О ресурсах и науч.тех.развитии от Новичёк Июль 20, 2020, 22:45:11
[Наука] Re: Новости науки и технологии от Новичёк Июль 20, 2020, 22:35:35
[Наука] Re: Новости науки и технологии от Новичёк Июль 20, 2020, 22:32:53
[Наука] Re: Новости науки и технологии от Новичёк Июль 20, 2020, 22:30:50
[Наука] Re: Новости науки и технологии от Новичёк Июль 20, 2020, 22:28:09
[Наука] Re: Новости науки и технологии от Новичёк Июль 20, 2020, 22:26:00
[Религия] Re: Религия - опиум для народа от Новичёк Июль 20, 2020, 22:23:04
[Политика] Re: Противостояние: Россия - США от Новичёк Июль 20, 2020, 22:21:59
[Политика] Re: Противостояние: Россия - США от Новичёк Июль 20, 2020, 22:20:07
[Политика] Re: Противостояние: Россия - США от Новичёк Июль 20, 2020, 22:15:46
[Политика] Re: Противостояние: Россия - США от Новичёк Июль 20, 2020, 22:13:55
[Политика] Re: Противостояние: Россия - США от Новичёк Июль 20, 2020, 22:11:19
[Политика] Re: Противостояние: Россия - США от Новичёк Июль 20, 2020, 22:07:45
 Rambler's Top100